Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях обозначена в основных нормативно-правовых актах: Законе ДНР «Об образовании», Государственном образовательном стандарте дошкольного образования на 2015-2017 гг., Типовом положения о дошкольных образовательных организациях, Типовой образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы», рекомендованной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 от 18.08.2015 г.).
Так, согласно ГОС дошкольного образования содержание образовательной программы дошкольного образования должно включать ознакомление детей с понятиями малой родины и Отечества, представлениями о социокультурных ценностях нашего народа, отечественными традициями и праздниками, планетой Земля как общим домом людей, особенностями ее природы и многообразием стран и народов мира.
Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. На каждом возрастном этапе развития дошкольника есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые становятся ему близкими и незаменимыми, вследствие чего принимаются им и присваиваются. В звуках и красках предстает перед ребенком первоначально мир родной семьи, затем мир родного детского сада, далее – мир родного края и, наконец, мир родной Отчизны.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, ощутить свои «корни в родной земле». Дошкольный возраст, по утверждению психологов и педагогов, является лучшим периодом для воспитания любви к малой родине и Отечеству.
Кроме того, приобщение ребенка к культуре своего народа через обращение к Отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Эти знания в будущем помогут сформировать уважительное отношение к культуре и истории других народов. В этот период начинают развиваться также те чувства, формироваться черты характера, которые незримо связывают ребенка с его народом, существенно влияя на его мировоззрение.
Патриотизм, применительно к ребенку дошкольного возраста, определяется как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира. Таким образом, закладывая фундамент с детства, мы создаем предпосылки для формирования личности настоящего патриота, любящего свою Родину